О древности Кожан-Городка красноречиво свидетельствуют
соседствующие с ним земляные валы и курганы. Один из них, именуемый
Видиуш-горой, легенды связывают с именем высланного из Рима поэта Овидия
(Овидиуша). А Гарбарова гора скрывает городище, 3 периода раннего железного
века V вв до н.э. - VIII вв н.э. предшествовавшее современному поселению. Об
это свидетельствуют два памятники археологии расположенные рядом.
Кожан-Городок впервые упоминается в 1493 г. под названием
Городец как село имения Лахва. До 1793 года это было местечко Речи Посполитой,
по её разделу отошло Российской империи. В 1919—1939 гг Кожан-Городок находится
на земле Второй Речи Посполитой, после - на территории Белоруссии (до 1991 года
- в БССР, после - в независимой республике)
Кожан-Городком владели Монтыгирдовичи, Кишки, Подберезские,
Устрицкие, а с начала ХVIII в. Щитты-Немировичи герба «Ястрембец».
Напоминание о Щиттах-Немировичах – памятник архитектуры, Свято-Николаевская
церковь, построенная ими в 1814 – 1818 гг. как униатская. Почти двести
лет ее живописный силуэт парит над Кожан-Городком, притягивая и восхищая. Сымон
Конопацкий и Василь Листопад, продолжая строительство, начатое
давид-городокским мастером Александром Малиновским, блестяще соединили приемы
традиционного полесского зодчества и пышного барокко, добившись особой
торжественности и чарующей гармонии. Центральный объем – восьмигранный, к нему
с четырех сторон прирублены два прямоугольных придела, апсида и бабинец.
Трехъярусная звонница – восьмерик на двух четвериках – пристроена в конце ХIХ
в. От времени многоярусные срубы с главками, завершающие храм, стали
наклоняться к его центру, словно чья-то невидимая рука приноравливается,
ухватившись за них, приподнять над землей это удивительное творение
человеческих рук.
Интерьер храма, над которым трудился местный художник Иосиф
Остапчик, богато украшен полихромной деревянной резьбой в стиле ампир. Со
времен унии сохранились двухъярусный резной позолоченный иконостас с накладным
орнаментом и алтари с деревянными скульптурами.
В полумраке смотрят со стен потемневшие иконы. Самые древние
– «Троица Новозаветная» и «Архистратиг Михаил» – относятся к ХVIII в. Перед
особо почитаемой иконой святого Николая теплится лампада, подаренная храму
императором Николаем II.
У подножия холма, на котором стоит Свято-Николаевская
церковь, находится бывшая рыночная площадь, куда сбегаются улицы былого
местечка. На площади стоит памятник «Вечная слава воинам советской армии и
партизанам Городокского Сельсовета героически павшим в борьбе с немецким
фашизмом в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годы».
На православном кладбище высится старая деревянная Часовня святого Симеона
Столпника XIX века. А по
Советской улице, размещена Часовня придорожная православная начало
XX века.простоявшая около столетия. Теперь на её месте стоит новая часовня.Кроме этого, Кожан-Городок славится памятниками природы
"Вековые Дубы", Местные жители считают что дубам около 500 лет. По некоторым сведениям, это самое толстое дерево в Беларуси. Диаметр ствола
одного дуба - 1,75 м, второго - 1,4 метра. (Измерения проводились на высоте
1,5 метра от грунта в 2016 году.
Из утраченного культурного наследия можно отметить
синагогу, построенную в 1880-е гг, но спалённую захватчиками в 1942 году. Евреи в этом местечке появились в 16
веке. В 1795 году в Кожан-Городке было 129 христианских дворов и 21 еврейский.
По своему убранству и наполнению синагога была одной из самых богатых в
волости.
Во время Великой Отечественной войны 3 сентября 1942 года
было расстреляно 937 узников еврейского гетто, на месте расстрела среди
вечнозеленых сосен находится братская могила - гранитные плиты мемориального
комплекса.
До 1970-80-ых гг. в деревне была уникальная мельница и
безупречно служила не менее сотни лет, Располагалась в четверти мили от моста вниз по реке, возле цнянской улицы. Работала без лязга, смазки, почти не
ощущалась вибрация. Секрет водяной машины был в том, что колеса зубчатые
передачи было только металлические зубы, а ... деревянные, из сухих клинков
твердой древесины. От смачивания водой деревянное зубьев колес жилье размокало
и поэтому очень крепко держалась в бронзовых обода-обоймах. Отходами
нефтепродуктов или дегтем смазывались только единственная червячная передача и
бронзовые втулки четырех колес. Все механизмы были очень простыми в
обслуживании. Здание мельницы был снесен в 1970-х годах, а в 1980-х неизвестным
вандалам была вытянута из реки водяная машина. Так было уничтожено это
восхитительное, экономически и экологически выгодное предприятие, творение ума
и рук неизвестных изобретателей, что было сооружено в городке тщательном
хозяином - помещикам Шчыттом.
Ежегодно в Кожан-Городке проводились ярмарки, на которых
заключались торговые сделки, здесь можно было приобрести сельхозпродукты, рыбу,
мед и воск,домотканое полотно, сукно, кожу и кожаную обувь.
Сейчас это агрогородок с центральной площадью от которой
отходят 5 улиц в разные стороны. Находится
на реке Цна в 4 км от её впадения в Припять.
В Кожан-Городке организовываются праздники и народные
гулянья которые помогут гостям познакомиться с местными обычаями и колоритом.
Через Кожан-Городок проходят автобусные, велосипедные и др.
туристические маршруты: «По историческим местам Лунинецкого края», «По следам
евреев на Полесье», «Долиной реки Цны» и др.
Послесловие: Текст подчас дополняется и редактируется!
Иллюстрации на которые есть ссылки по тексту
Послесловие: Текст подчас дополняется и редактируется!
Иллюстрации на которые есть ссылки по тексту
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вопрос хозяину усадьбы!